
В Богучарском районе Воронежской области зафиксирован случай современного рабства. По информации волонтерской организации "Альтернатива", в одном из местных фермерских хозяйств бесплатно работают незаконно удерживаемые люди.
О том, как устроены воронежские "галеры" СМИ удалось узнать от спасенных работников – они уже получили необходимую помощь и правовую защиту. Трое пострадавших являются гражданами Республики Беларусь.
Без цепей и наручников
Освобожденные труженики фермы рассказали волонтерам, что предприятием руководит женщина по имени Надежда Васильевна, ей помогают сыновья Слава и Александр. По всей видимости, один из них (Слава по кличке "Цыган") управляет работниками, деньги за них он получает от человека по прозвищу "Кабан".
"Наши ребята поехали туда сразу по нескольким заявкам, но на территорию пройти им не дали. В итоге с полей отпустили только тех, кого волонтеры смогли назвать – всего 4 человека", – сообщили представители "Альтернативы".
От спасенных волонтеры узнали, что работникам фермы были положены лишь просроченная еда и 3 тыс. рублей в месяц. Жить и работать пленников заставляют за забором, а выходить за его пределы можно строго под охраной. Известно, что у работников забирают документы, а попытки сбежать жестко пресекаются – были случаи избиения.
"Сегодня рабство – это не цепи и наручники. Достаточно отнять у человека документы, увезти в другой регион и подсадить на алкоголь", – поясняет адвокат Александр Карабанов.
Как люди попадают в рабство?
"Альтернативе" удалось забрать с фермы женщину по имени Елена, ранее она считалась пропавшей. В июле 2025 года на одном из московских вокзалов некая Оксана представилась волонтером и предложила женщине хорошую работу – в теплицах на сборе урожая. Когда Елена прибыла на место и поняла, что труд будет принудительным, бежать было уже поздно.
За пару месяцев до этого супруги из Беларуси Юрий и Алена получили похожее предложение от своих знакомых. Согласно условиям, за работу в овощном хозяйстве должны были платить 2 тыс. рублей в день, а также предоставить еду и жилье. Когда пара прибыла на ферму, в поле работали около 70 человек. Юрий рассказал, что с фермы их не отпускали, даже когда его жена заболела – уговаривали потерпеть до зарплаты, которую никто так и не увидел.
Правозащитники уточняют, что на принудительной эксплуатации дело, возможно, не заканчивается – речь может идти о трансграничной схеме по похищению людей, поставленной "на поток".
Доходный бизнес
В современном сельском хозяйстве соблюдение трудовых норм становится важным конкурентным преимуществом, позволяющим привлекать квалифицированных работников и строить устойчивый агробизнес. Однако эти плюсы очевидны не всем работодателям.
В прошлом году волонтеры "Альтернативы" уже занимались похожим делом в поселке Ровно Тульской области, где людей насильно удерживали на сборе яблок. Работникам тоже обещали оплату – за работу грузчиками.
"Это очень доходный бизнес", – поясняет Карабанов и уточняет, что подобные случаи – не редкость. В "Альтернативе" соглашаются: чаще всего с рабством в сельском хозяйстве волонтеры сталкиваются на полях и огородах Юга и в Ставрополье. Также случаи принудительного труда распространены в сфере строительства и лесозаготовки.
В ответ на запросы журналистов администрация Богучарского района сообщила, что не получала данных о таких случаях. Сейчас ситуацией в Воронежской области занимается Следственный комитет. За незаконное удержание человека можно получить до 5 лет лишения свободы по статье 127 УК РФ.




