Как правильно отрегулировать зажигание на МТЗ - важные особенности

Зажигание на тракторах МТЗ калибруется на заводе-производителе, поэтому вы минимум на несколько лет можете забыть о регулировках – изначально настройки выставлены оптимально. Конечно, детали имеют свойство изнашиваться, поэтому спустя время необходимо калибровать их снова.

Рассказываем, как отрегулировать зажигание на МТЗ и правильно выставить параметры, чтобы двигатель работал максимально эффективно.

Механизм зажигания дизельного двигателя в тракторах Беларус

Перед тем, как как разобраться с регулировкой зажигания на МТЗ, давайте поймем, как вообще работает система воспламенения воздушно-топливной смеси на дизельных двигателях.

Итак, топливо воспламеняется в камере сгорания, куда попадает воздух и вливается солярка. Для загорания воздушно-топливной смеси на бензиновых моторах применяются свечи зажигания, однако на дизельных движках они отсутствуют. У дизелей смесь воспламеняется благодаря сильному сжатию воздуха, который в процессе нагревается до 700 °C.

Получается, что зажигание на МТЗ можно отрегулировать, если воздействовать на несколько механизмов:

  • подготовка и подача воздуха;
  • распыление топлива (ТНВД, форсунки);
  • сжатие воздушно-топливной смеси.

По большей части регулировать зажигание нужно в зимний период при минусовой температуре. Содержание парафинов в дизельном топливе в таких условиях увеличивается, поэтому оно становится более густым. Именно из-за этого забиваются фильтры, поэтому двигатель не может нормально работать. Чтобы топливо было менее вязким, зимой часто используют специальные присадки, однако и они часто не могут помочь.

На тракторах МТЗ предусмотрена система предпускового подогрева, где используются свечи накала. Они греют воздух, который подается в цилиндры, что помогает ему проще доходить до нужной температуры.

Проверяем угол начала подачи топлива

Один из способов регулировки зажигания на тракторе МТЗ на топливном насосе – настроить угол опережения подачи топлива. Он контролирует своевременность сгорания смеси.

Угол регулируется на ТНВД, вы можете поменять время задержки воспламенения, скорость увеличения давления и расположение линии сгорания по отношению к верхней мертвой точке (ВМТ).

Регулировка зажигания на ТНВД – смещение сгорания топлива ближе к началу цикла расширения. Однако регулировку нужно контролировать, потому что при сдвигах появятся проблемы: к концу сгорания упадет давление, повысится температура отходящих газов. Все это приведет к потерям тепловой энергии и увеличению расхода дизеля.

Итак, для проверки угла опережения подачи топлива делаем несколько шагов:

  • установите рычаг подачи топлива в положение для максимальной подачи;
  • вкрутите моментоскоп вместо трубки на первой секции ТНВД;
  • поворачивайте коленвал ключом до того момента, пока из стеклянной трубки моментоскопа не пойдет солярка без пузырьков воздуха;
  • встряхните трубку для того, чтобы удалить часть топлива. После этого нужно перестать вращать коленвал, когда уровень солярки в стеклянной трубке начнет повышаться;
  • выкрутите установочный болт и вставьте его другим концом в то же отверстие до того, пока он не упрется в маховик;
  • установочный болт должен совпадать с отверстием в маховике – это означает, что поршень 1-го цилиндра находится в положении 26 градусов до ВМТ. Если этого не случилось, необходимо изменить положение шлицевого фланца по отношению к шестерне привода ТНВД.

Регулируем зажигание на МТЗ 80 на топливном насосе

Для регулировки зажигания на ТНВД на МТЗ 80 и аналогичных моделях нужно сделать несколько действий:

  • совмещаем установочный болт с прорезью в маховике, как мы писали ранее;
  • при помощи ключа поворачиваем валик топливного насоса, держа его за гайку. Необходимо повернуть и шлицевый фланец. Вращать нужно по часовой стрелке до того момента, пока топливо в стеклянной трубке не начнет подниматься;
  • после совпадения отверстий в шлицевом фланце и шестерне привода вкручиваем в них два болта. Если отверстия не совпали, нужно сделать полный оборот коленвала и прокрутить его до тех пор, пока отверстия совместятся;
  • проверяем момент начала подачи дизеля после закрепления шлицевого фланца;
  • вместо моментоскопа вкручиваем обратно трубку высокого давления. Установочный болт выкручиваем и заворачиваем в отверстие в заднем листе. Затягиваем все гайки и болты, а также возвращаем на место крышку люка.

Зачем ставить раннее зажигание?

Чтобы дизельное топливо воспламенялось до того, как поршень поднимется до верхней мертвой точки, необходимо установить опережение угла зажигания. Мы упоминали, что идеальный угол – 26 градусов. Однако в некоторых случаях поршень может доходить до ВМТ за 11-27 градусов поворота коленвала.

В процессе сжатия воздушной смеси ее температура доходит до 800 °C. К моменту впрыска топлива температура сжатого воздуха такая высокая, что может воспламенить дизель. Получается, когда поршень доходит до ВМТ, сжимается уже горящая воздушно-топливная смесь. Газы, которые выделяются в процессе, создают избыточное давление и выталкивают поршень.

Для того, чтобы достигнуть максимального давления, нужно сжимать уже горящую смесь. Специально для этой цели на некоторых моторах есть механизм подачи уже воспламененного топлива. Благодаря этому мощность двигателя увеличивается.

Нет четких правил регулировки

Единых правил регулировки зажигания на МТЗ нет, потому что на тракторы устанавливаются двигатели с разными углами опережения зажигания. Их ставят в зависимости от расположения установочного шкива, который находится на задней части мотора.

Для того, чтобы выставить зажигание на МТЗ, нужно попасть в нужное отверстие в маховике. Если вы сможете это сделать, то поршень расположится как раз на нужном угле опережения. После этого необходимо будет отрегулировать зажигание на топливном насосе, установив начало впрыска дизеля плунжером первого цилиндра.


>>> Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

Наверх